Дополнительная общеразвивающая программа

«Творческая деятельность»

Учебно-тематические планы
Образовательная программа «Творческая деятельность» обеспечивает создание условий для воспитания творческой личности и самореализации, профессионального самоопределения ребенка, целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка. Содействует укреплению оптимистического художественно-этического мироощущения обучающихся, созданию их собственными силами полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов.
Главной целью программы является формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Основные задачи курса:
Обучающие:
  • обучить практическим умениям и навыкам работы различными материалами исполнения, доступными их возрасту, функциональной художественной грамотности;
  • обучить детей владеть техническими приемами гуашевой, акварельной живописи, графическими материалами (тушью, фломастерами, цветными карандашами, мелками), различными видами изобразительной деятельности (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством);
  • обучить способам самореализации, рефлективным и конструктивным формам мышления, умению вырабатывать индивидуальный стиль изображения;
  • обучить теоретическим основам живописи, графики, композиции, коллажа, батика;
  • познакомить с наследием выдающихся художников прошлого и настоящего.
Воспитательные:
  • формировать эстетическую и духовную культуру детей, потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, умение этического общения в художественной среде;
  • воспитывать уважительное отношение к труду художников;
  • воспитать бережное отношение к природе и животным;
  • формировать у детей интерес и любовь к различным видам искусства.
Развивающие:
  • развивать художественно-творческие способности и склонности обучающихся, фантазию, зрительно-образную память, наблюдательность, рационально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
  • формировать и развить способности у детей, необходимые для любого творческого труда, посредством накопления художественных, изобразительных и трудовых знаний, умений и навыков;
  • развивать эстетическое восприятие предметов, явлений окружающего мира и эмоциональное отношение к ним; формировать понимание красоты, гармонии цветового богатства действительности.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены разнообразные виды практической деятельности, которые помогут поддерживать постоянный интерес детей к занятиям.
В программе рассматриваются преемственные связи изобразительного искусства с художественным трудом и другими науками (природоведением, музыкой, историей, литературой, археологией, этнографией и т.д.)
Отличительной особенностью образовательной программы является построение содержания программы на основе анализа средств выражения художественного образа и изучения различных способов его изображения. Особое внимание при этом уделяется индивидуальным особенностям каждого обучающегося, его эстетическим потребностям, склонностям и направленности художественных интересов.
Программа предусматривает формы и методы, способствующие созданию благоприятной эмоциональной среды для творческого развития личности ребёнка.
Используется:
  • объяснительно-иллюстративный метод (обеспечивает восприятие и усвоение готовой учебной информации);
  • репродуктивный метод (при закреплении полученных знаний и освоенных способов деятельности);
  • метод проблемного изложения (знакомство с образцами научного решения проблем);
  • частично-поисковый метод или эвристический метод (участие в коллективном поиске, эвристическая беседа);
  • исследовательский метод (овладение методами научного познания).
Работа с природными материалами помогает детям развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к «прекрасному». Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Успехи детей в обучении изготовлению изделий рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
Изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество – эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в разных техниках расширяет творческий кругозор, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, воспитывает у детей любовь к прекрасному, способствует развитию гармонично развитой личности, помогает творчески реализоваться ребенку.
Главная особенность занятий – индивидуальный подход к каждому ребенку, научить их работать с изобразительными материалами, работе с соленым тестом, работе с зерновыми, крупяными, макаронными материалами.
Занятия построены в виде диалога между педагогом и обучающимися: урок – беседа, зрительный и музыкальный ряд, демонстрация технических упражнений, практические задания.
На занятиях даются такие понятия, как искусство, синтез всех видов искусств, их гармония, народное искусство, его традиции.
В реализации данной программы участвуют дети в возрасте 5-12 лет. Возможно проведение совместных занятий. В этом случае применяется дифференцированное обучение. Занятие проводится в течение 2 академических часов с динамической паузой 20 минут 2 занятия в неделю, программа рассчитана на 74 часа. Занятия проводятся в классе, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В основе обучения лежат групповые занятия, используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Кроме того, предусматривается проведение индивидуальных занятий с одаренными детьми, для этого на базовой основе программного материала разрабатывается календарно – тематическое планирование для индивидуальных занятий.

Требования к освоению содержания программы

В результате освоения обязательного минимума содержания по изобразительному искусству и основам народного и декоративно-прикладного искусства учащиеся должны:
Первый модуль обучения:
Знать:
  • Гигиену рабочего места;
  • Историю развития искусства;
  • Основные законы художественного изображения, правила и приёмы рисования;
  • О видах изобразительного искусства и их значении в жизни человека.
Уметь:
  • Работать с линией, тоном, формой, цветом при создании графических, живописных и объемных работ;
  • Работать с художественными материалами: карандашом, пластилином, солёным тестом, глиной, цветной бумагой;
  • Выполнять сюжетную композицию на плоскости – барельеф из соленого теста, из нетрадиционных материалов;
  • Передавать собственный замысел, настроение, эмоциональное состояние через различные средства художественной выразительности;
  • Правила техники безопасности.
Второй модуль обучения:
Знать:
  • Краткую историю развития искусства и декоративно -прикладного искусства;
  • Виды декоративно-прикладного искусства, народные традиции, культурно-национальные особенности;
  • Основы декоративной композиции;
  • Технологические особенности исполнения техник: монотипии, аквотипии, гравюры, соломки, коллажа, батика.
Уметь:
  • Работать с различными материалами исполнения;
  • Использовать процесс стилизации реальных природных форм в декоративные;
  • Самостоятельно подбирать сюжет к композиции на заданную тему;
  • Выполнить объемную и плоскостную композицию;
  • Создавать декоративно-тематические композиции с учётом технологических особенностей исполнения, использовать фактуру и текстуру материала.
Третий модуль обучения:
Знать:
- Особенности декоративной трактовки художественного образа;
  • Композиционные стили современного интерьера.
Уметь:
  • Создавать декоративные композиции с учётом пространства интерьера;
  • В совершенстве владеть изученными техниками исполнения;
  • Самостоятельно выполнить и защитить учебно-творческую работу;
  • Применять творческий опыт в практической работе, создавая изделия декоративно-прикладного искусства из доступных материалов.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Умение детей видеть и изображать окружающий мир во всем разнообразии цветовых отношений, проявлять и развивать творческие способности: грамотно составлять композиции на разнообразные темы, уметь работать в различных техниках (гуашь, акварель, пастель, тушь, цветные мелки, пластилин, глина, соломоплетение и т.д.).
  2. Умение детей анализировать свои работы, критически оценивать их на основе постоянного сравнения выполненной работы с натурой, разбираться в видах и жанрах искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, иллюстрация (книжная).
  3. Умение вести работу по прикладным видам искусства последовательно, по этапам: компоновка, построение, выявление формы, обобщение.
  4. Умение не только видеть прекрасное, но и творить его.
  5. Умение самостоятельно выбирать формат, пользоваться материалом, применять соответствующую технику исполнения.
  6. Иметь убежденность в правильности избранного, - пути в искусстве через систему дополнительного образования по программе «Творческая деятельность».
  7. Иметь сформированные основы культуры творческой личности (через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого), проявлять личностные качества: трудолюбие, усидчивость, уважение к страшим.
  8. Иметь способность к самостоятельной творческой деятельности, стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Итогом реализации программы «Творческая деятельность» является организация отчетной выставки работ обучающихся. Такие выставки являются хорошей формой пропаганды работы объединения. Специфика изучения обуславливает необходимость организации как групповых, так и индивидуальных выставок, защиты учебно-творческих работ.

Диагностические мероприятия. Аттестация детей.

Проверка знаний происходит в форме конкурса по этапам:
  1. Промежуточная аттестация (оценка знаний, умений и навыков за текущие два месяца).
  2. Итоговая аттестация после реализации программы.
  3. Участие в конкурсах (ОУ, районных, городских, российских), выставках.

Содержание изучаемого курса первых двух месяцев обучения

  1. Тема: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Диагностика группы, тестовый рисунок.
  2. Тема: «Подводный мир». Вид работы: рисование акварелью.
Программное содержание: познакомить детей с холодными цветами, закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках.
Материалы: альбомный лист, акварель, кисти, баночка для воды.
2.1. Тема: «Морское чудо». Вид работы: аппликация.
Программное содержание: учить детей создавать изображение из частей, правильно передавая их относительную величину. Научить правильно работать с ножницами и вырезывать части круглой и овальной формы. Аккуратно наклеивать изображение, красиво располагая его на листе бумаги.
Материалы: бумага белая размером с половину альбомного листа для фона. Цветная – для вырезывания фигуры (игрушечные рыбки разных цветов)
2.2. Тема: Рисование в холодных тонах.
  1. Тема: «Лепка из цветного теста»
Программное содержание: Научить детей работе с тестом. Научить получать различные цвета путем смешивания, развивать творческие навыки детей.
Материалы: Дощечка, тесто, стеки, гуашевые краски, кисти, тряпочка для рук.
3.1. Тема: «Мы лепим вазу для цветов». Вид работы: лепка.
Программное содержание: обратить внимание детей на то, для какой цели предназначены вазы, на выразительность и разнообразие их форм. Научить детей делать вазу и украшать ее, используя основу, развивать моторику пальцев. Развивать эстетическое восприятие, вкус. Воспитывать усидчивость.
Материалы: разнообразной формы банки, пластилин. Стеки, семена растений, засушенные цветы и плоды, тесьма, мука, гуашь, кисть, вода, салфетки.
3.2. Тема «Декоративная композиция». Вид работы: соломопластика
Программное содержание: познакомиться с новым видом деятельности – соломопластикой. Формировать умение придумывать сюжет для композиции. Воплощать сой замысел. Закреплять умение вырезать на глаз мелкие детали. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Материалы: ДВП - основа, разглаженная солома, ножницы, клей, кисточка, салфетка.
  1. Тема: «Замок». Вид работы: Лепка из пластилина
Программное содержание: учить детей лепить объемную композицию ленточным способом передавая внешний вид строения
украшать его рельом, т.е. налепом.Развивать художественный вкус.
Материалы: пластилин, дощечка, стека.
  1. Тема: «Печатаем чем угодно». Вид работы: нетрадиционное рисование штампиком.
Программное содержание: учить детей печатанию: спичечным коробком, пуговицей, ключами, крышечкой и т.д. Закрепить умение украшать бумагу простым узором, используя рисование пальчиками.
Материалы: лист тонированной бумаги формата А4, гуашь в мисочках, спичечные коробки, ключи, пуговицы, крышки.
  1. Тема: «Сова на дереве». Вид работы: оригами.
Программное содержание: продолжать учить складывать бумагу способом оригами. Развивать конструктивные способности. Развивать мышление, творческое воображение, художественный вкус. Учить запоминать последовательность её изготовления, приемы, способы складывания.
Материалы: белый лист бумаги, цветная бумага, ножницы, клей.
  1. Тема: «Коллаж из ткани». Вид работы: аппликация из ткани.
Программное содержание: закрепить технику коллажа, научить детей делать лоскутную картину. Развивать воображение, координацию движений рук, мелкую моторику, цветовосприятие.
Материалы: картонная основа для каждого ребенка, клей ПВА, кисть, лоскутки тканей, нитки, пуговицы, бусинки, ножницы, карандаши.
  1. Тема: «Осьминожки». Вид работы: нетрадиционное рисование ладошкой.
Программное содержание: учить детей, растопырив пальцы, прикладывать ладошку к листу бумаги, затем с помощью взрослого обвести её простым карандашом. По полученному контуру линиями, овалом, завитушками дорисовать забавного осьминожку.
Материалы: бумага формат А4, коробка гуаши, 2 кисточки, маленькие листочки для проверки цвета. Все принадлежности для рисования, рисунки и фотографии с изображениями осьминогов.
  1. Тема: «Калейдоскоп». Вид работы: рисование мыльными пузырями.
Программное содержание: познакомить детей с рисованием мыльными пузырями. Учить правильно пользоваться баночкой с гуашью и трубочкой. Учить прикладывать к пене лист бумаги и дорисовать детали.
Материалы: шампунь, гуашь, трубочка, вода, стаканчики, лист бумаги.
  1. Тема: «Осенний пейзаж». Вид работы: рисование акварелью.
Программное содержание: познакомить детей с теплыми цветами, закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках, содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о наступившей осени.
Материалы: альбомный лист, акварель, кисти, баночка для воды.
  1. Тема: «Нетрадиционное рисование – монотипия».
Программное содержание: продолжать работу по ознакомлению с возможностями акварельных красок, научить смешивать различные краски для получения богатой цветовой палитры. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие.
Материалы: акварельные краски, ватман, клеенка, полиэтилен, кисточки, салфетки.
  1. Тема: «Натюрморт». Вид работы: аппликация из природных материалов, семян коллективная работа
Программное содержание: формировать умение придумывать сюжет
для работы. Воплощать сой замысел. Закреплять умение вырезать
на глаз мелкие детали. Выбирать красивые цветовые сочетания. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Материалы: лист картона, семена, крупы, засушенные листья.
  1. Тема: Лепка по мотивам народного творчества.
13.1. Тема: Рисование по мотивам дымковской росписи.
Программное содержание: продолжать знакомство с дымковской росписью. Умение передавать колорит дымковских узоров. Учить детей комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовоприятия.
Материалы: дымковские игрушки, рисунки детей за прошлый год, гуашь, кисть, готовые заготовки.
13.2. Тема: «Декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи».
13.3. Тема: «Декоративное рисование по мотивам Хохломской росписи». Вид работы: рисование.
Программное содержание: продолжать развивать представление детей о хохломской росписи. Умение создавать узор на её мотивы, используя составляющие её элементы и колорит. Закреплять приёмы рисования кистью и краской. Развивать эстетическое восприятие, закреплять умение составлять оттенки цветов, смешивая
гуашь с белилами.
Материалы: гуашь, заготовки досок из бумаги, образцы с хохломской росписью.
  1. Тема: «Кто к нам из сказки пришел?». Вид работы: рисование.
Программное содержание: учить детей самостоятельно выбирать и изображать персонажей бабушку или внучку из знакомых сказок. Вносить в рисунок дополнение, которое бы указывало, из какой сказки персонаж.
Материалы: книжки: "Курочка – ряба", "Колобок", "Репка". Фигурки бабушки и внучки, листы бумаги, краски, кисточки.
  1. Тема: «Автопортрет». Вид работы: цветные карандаши.
Программное содержание: учить детей пропорциям головы человека. Умению передавать характерные черты. Воспитывать аккуратность. Развивать художественный вкус.
Материалы: цветная или белая бумага, цветные карандаши.
  1. Тема: «Звёздное небо». Вид работы: рисование.
Программное содержание: воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. Упражнять в комбинировании различных техник изображения. Развивать чувства композиции и колорита.
Материалы: бумага формат А4, гуашь, мягкие и поролоновые тампоны, трафареты звезд, картон, эскизы и иллюстрации с изображениями звёздного неба.
  1. Тема: «Плот». Вид работы: изготовление поделки из природного материала.
Программное содержание: познакомить детей с новой поделкой. Учить мастерить плот из веточек, соразмеряя их по толщине и длине. Развивать глазомер, точность движений. Закрепить навыки анализа образца игрушки, представленного в виде модели. Умение схематично изображать последовательность работы и пользоваться наглядным планом в ходе изготовления поделки, воспитывать товарищеские взаимоотношения в труде.
Материалы: веточки, береста или бумага, нитки, проволока, листы бумаги, карандаш.
17.1. Тема: «Кораблик». Вид работы: оригами.
Программное содержание: учить детей сгибать квадрат по диагонали. Придать поделке форму. Наклеить кружочки, якорь. Учить аккуратности.
Материалы: квадраты серого и белого, пестрого цветов, клей, кисть, салфетка.
  1. Тема: «Золотой лес». Вид работы: пленер.
Программное содержание: продолжать учить детей рисовать с натуры. Научить видеть и понимать воздушную перспективу.
Материалы: акварель или гуашь, кисточки, вода, бумага, простой карандаш, палитра, стульчик.
  1. Тема: «Салют над домом». Вид работы: рисование методом набрызга.
Программное содержание: учить детей рисовать над домом салют методом набрызга с помощью стеки и зубной щетки. Учить правильно, держать щетку и проводить по ворсу стекой, чтобы краска разбрызгивалась по листу бумаги. Учить работать аккуратно, активно. Выполнять работу самостоятельно. Поощрять творческие проявления у детей.
Материалы: стека, зубная щетка, альбомный лист бумаги, гуашью на тарелочках, краски, кисточка.
  1. Тема: «Волшебные краски». Вид работы: Психотехника. Составление картины.
Программное содержание: учить детей задумывать содержание своей работы, уметь объяснить свой выбор. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Развивать воображение детей. Побуждать создавать изображение
Материалы: соль, мука, подсолнечное масло, клей ПВА, вода. Фанера с рамкой.
  1. Тема: «Фонарики». Вид работы конструирование из бумаги.
Программное содержание: научить детей самостоятельно складывать прямоугольник пополам, надрезать линии со стороны сгиба. Склеивать прямоугольник в трубочку и сформировать фонарик. Учить правильно, пользоваться ножницами.
Материалы: альбомные листы, ножницы, клей, кисть,
  1. Тема: «Красивый букет». Вид работы: рисование.
Программное содержание: продолжать развивать интерес к коллективной художественно – декоративной деятельности. Формировать композиционные навыки. Вызывать у детей интерес к смешиванию красок для получения светлых оттенков цветов.
Материалы: ватман с нарисованной корзинкой для цветов, акварельные краски, ножницы, белые листы бумаги, клей.
  1. Тема: «Русская матрёшка». Вид работы: лепка.
Программное содержание: воспитывать интерес к народному творчеству. Дать представление о том, как народные мастера делают игрушки. Познакомить с историей русской матрешки. Научить лепить форму матрёшки и украшать её русским узором.
Материалы: пластилин, стеки, салфетки, игрушки разных народов, сделанные из дерева, соломы, глины.
  1. Тема: «Зимние ветки». Вид работы: конструирование.
Программное содержание: учить детей задумывать содержание своей работы, уметь объяснить свой выбор. Использовать в работе усвоенные способы изображения. Доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, творчество.
Материалы: бумажные салфетки, ветки дерева, клей ПВА
  1. Тема: «Лес зимой». Вид работы: рисование губкой и трафаретом.
Программное содержание: упражнять детей в печати по трафарету. Совершенствовать умение детей в данной изобразительной технике. Развивать чувство композиции, ритма.
Материалы: лист формата А3, гуашь в мисочках, тампоны из поролона, трафареты деревьев, эскизы.
  1. Тема: «Комнатные цветы и их характеры». Вид работы: рисование комнатных растений.
Программное содержание: развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. Передавать в рисунке образ комнатного растения, его характер. Учить придумывать композицию рисунка на листе бумаги в соответствии с конструкцией растения.
  1. Тема: «Ракеты в космосе». Вид работы: рисование восковыми карандашами.
Программное содержание: продолжать учить рисовать восковыми карандашами, смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки. Развивать чувство композиции. Учить работать аккуратно.
Материалы: лист формата А4, гуашь, кисти. Эскизы и иллюстрации звезд, летающих тарелок.
28. Тема: «Ёлочный шар». Вид работы: конструирование из ниток.
Программное содержание: учить детей вырезать по выкройкам детали из цветной бумаги для ёлочного шарика. Аккуратно приклеивать их, не сдавливая шарик.
Материалы: канцелярский клей в пластиковых бутылочках, катушка белых ниток № 40 - 60,стеклянная баночка для катушек с нитками. Ножницы, толстая игла. Воздушный шарик, клей ПВА, калька и цветная бумага для изготовления выкроек.
28.1. Тема: «Изготовление гирлянд и игрушек для новогоднего праздника». Вид работы: аппликация.
Программное содержание: закрепить у детей полученные раннее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Продолжать развивать интерес к совместному труду. Воспитывать желание доставлять радость другим детям. Продолжать учить делать игрушки по рисунку.
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, цветные нитки, фольга для украшения, картон, кисточки из ниток, образцы игрушек и гирлянд. Рисунки игрушек из конуса.
28.2. Тема: «Изготовление масок и деталей новогодних костюмов». Вид работы: конструирование из цветной бумаги.
Программное содержание: учить детей делать маски и отдельные детали костюмов для новогоднего праздника. Закреплять навыки составления узора для украшения поделки. Развивать у детей инициативу и творчество в работе. Создавать у детей радостное настроение.
Материалы: цветная бумага, картон клей, кисти, ножницы, нитки с иглой, гофрированная бумага, образцы колпаков, шапочек, масок.

Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Краткое описание методики обучения

Систематичность и последовательность выбранных форм и активных методов обучения формирует благоприятную эмоциональную среду для творческой деятельности обучающихся.
Занятия арт-терапией способствуют снятию психологической инертности восприятия явлений окружающего мира и эмоционального отношения к ним, формированию понятия красоты и гармонии цветового богатства природы, развивают творческий потенциал обучающихся. Проведение активных методов и форм обучения: просмотры работ обучающихся в форме игровой деятельности обучающихся помогают активизировать личностный опыт каждого участника. На каждом этапе обучения ведущей становится форма взаимодействия, которая сохраняет высокий уровень активности каждого обучающегося, снижает конфликтность, по мере роста взаимодействий усиливаются симпатии в отношении друг друга и педагога.
Многообразие поощрений обучающихся при достижении каждого этапа программы усиливает публичное признание достижений, создание позитивно-эмоционального настроя в работе, самочувствие ребенка.
Усиление смыслов учения посредством творчества. Обогащение мотивов учения и познания, расширение мотивационной сферы личности, появления мотивов творческой деятельности, самоактулизация. Утверждение достоинства личности особенно выражается на уровне совершенствования - защита учебно-творческих проектов художественного направления. Итоги выполнения проектов реальны.
Актуальность комплексного подхода в применении новых технологий обучения подтверждает высокая результативная деятельность обучающихся по программе «Творческая деятельность».
Методы педагогического взаимодействия:
  1. Репродуктовно-поисковый для начинающих: работы по шаблону, работы по эскизу педагога. Повторение заданного материала на практике.
  2. Частично-творческий (эвристический). С помощью педагога дети создают свои творческие композиции, учатся работать различными материалами.
  3. Творчески-исследовательский. Дети самостоятельно выбирают сюжет, строят композицию на заданную тему, выбирают материалы, самостоятельно работают над рисунками или композицией по декоративно-прикладному искусству.
  4. Метод контроля сотрудничества (коллективный). Дети с педагогом обсуждают сделанную работу, делают замечания, помогают решать проблему.
  5. Метод коллективной работы над композицией (каждый рисует своего героя, и составление коллективной композиции).
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстраций (книжных, сделанных педагогом). Затем следует практическая часть.
Практическая часть является основным методом обучения, так как она закрепляет умения и навыки работы в различных техниках, материалах, приемах изобразительного творчества.
Постоянно ведется поиск интересных тем, которые бы вызывали в детях живой интерес.
Основной формой являются учебные занятия. Это могут быть творческие свободные композиции
  • Вариации на различные темы;
  • Творческие портреты, импровизации;
  • Праздники;
  • Участие в различных конкурсах, выставках, фестивалях детского творчества.
В соответствии с особенностями каждой возрастной группы детей в программе используются различные педагогические формы и методы работы с учащимися на занятиях в студии.
С ребятами начального этапа используется фронтальная работа под руководством преподавателя. Применяется групповая и индивидуальная работа с детьми. Эти формы требуют от обучающихся общения друг с другом. Старшие дети могут оказывать помощь младшим, это воспитывает в них чувство коллективизма и ответственности, а также способствует приобретению инструкторского опыта.
Организация игровых ситуаций помогает приобрести опыт принимать решения, брать на себя ответственность при выполнении задания.
Беседы, проводимые на занятиях соответствуют возрасту и имеют краткий характер. Они проходят в устно-дательной форме в сочетании с демонстрацией образцов изделий, рисунков, таблиц, видеофильмов. В ходе беседы педагог проводит анализ работы детей, обсуждение последовательности выполнения задания.
Объяснительно-иллюстративный метод работы с детьми направлен на усвоение знаний, а репродуктивный метод обучения используется для формирования навыков и умений в рисунке.
Участие в выставках помогает доводить работы до положительного результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать достижения других. Ребята активно учувствуют в организации выставок: оформляют свои работы, развешивают и расставляют выставочный материал.
Формы занятий: тесты-рисунки, лекции и беседы об изобразительном искусстве, рисование с натуры, по памяти и по представлению, копирование, дидактические игры, экскурсии, выставки, конкурсы рисунков, просмотры работ, тематические праздники.
Дидактический материал: таблицы (цветовой круг, цветовые отношения, тональная шкала, геометрические фигуры), репродукции работ художников: В.И. Сурикова; И.Репина; А.Бубнова; В.Серова; А.Дейнека; Ф.Алексеева; С.Щедрина; А.Саврасова; И.Шишкина; Б.Иогансона; Л.Давида; Ю.Пименова; Э.Делакруа; В.Васнецова; Л.Пластова; Н.Жукова и др., произведения книжной графики (Ю.Васнецова, Т.Маврина и др.). Различные материалы исполнения, изобразительные средства, перспективное изображение (линейная и воздушная перспектива), линейно-конструктивный рисунок натюрморта, рисунки обучающихся прошлых лет (акватипия, монотипия, диотипия), учебно-творческие работы обучающихся прошлых лет, педагогические рисунки (схемы композиций, цветовое решение, виды композиций).
Техническое оснащение: ученические парты, мольберты, реквизит (подиум, драпировки, предметы быта ваза керамическая, овощи, фрукты, чайник, термос, блюдце и т.д.), карандаши, краски, альбомы, магнитофон, аудиокассеты (музыка для релаксации), папка для акварели, акварель, гуашь, акварельные карандаши, кисти №№ 1, 3, 5, картон, карандаш Т, ТМ, М, цветные карандаши, ластик, ватман, картон, пастель, тушь, гелевые ручки, соус, сангина, уголь, пластилин, цветной картон, цветная бумага, пластилин, глина, соломка, нитки, ткань.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: наглядно-иллюстративный метод, словесный метод, приемы и методы арт-терапии, метод анализа рисунков, практическая работа, просмотр.
Дидактический материал: Техническое оснащение: ученические парты, цветная бумага, природный материал (сухие, ветки, шишки, ракушки и т.д.), ткани, кожа, соль, мука, ДВП, картон плотный, цветной картон, цветной пластилин, крупы нити (пряжа, полушерсть), игла, ткань х/б, шёлк, анилиновые красители, кисти, соль, резервующий состав, рамки, воск, мочевина.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: наглядно-иллюстративный метод, словесный метод, метод анализа работ, практическая работа, просмотр, проектирование, наглядно-иллюстративный метод, словесный метод, метод анализа работ, практическая работа, просмотр, проектирование.