Дополнительная общеразвивающая программа

«Фортепиано»

Учебно-тематические планы
Дополнительная общеобразовательная программа «Фортепиано» составлена в соответствии с Типовым положением об учреждениях дополнительного образования. Данная программа составлена с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей и направлена на изучение художественно-эстетической деятельности.
Музыка всегда являлась неотъемлемой частью человеческой жизни. Музыкальное искусство, играет огромную роль в общем культурном развитии ребенка. С раннего детства у детей воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому создавать прекрасное.
Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познаёт окружающую действительность, но и осознает себя как личность, так как искусство помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом.
Нет детей без «слуха», а «слух» нельзя отождествлять с музыкальностью. Нет детей без воображения, как и не способных выразить свое воображение в творчестве. Музыка близка эмоциональной натуре детей. Стремясь к гармоничному воспитанию ребёнка, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости.
На протяжении всей истории человечества музыкальное образование занимало одно из основных мест в системе общего образования и воспитания культурного человека. Основные составляющие музыкального образования – развитие музыкальных способностей, творческого мышления, расширение кругозора в области культуры.
Программа направлена на выявление способностей и возможностей ребенка к овладению различными видами искусства, обогащение его духовного мира, наиболее полное удовлетворение познавательных интересов детей. Она позволит дать ребенку первоначальные умения и навыки, выявить его способности к овладению игрой на инструменте. В системе музыкального воспитания коллективы дополнительного образования являются распространенной формой приобщения детей к музыке.
Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, исполняя нотный текст. На занятиях фортепиано ребенок знакомится с музыкальным языком, где, как и в литературном языке есть предложения, фразы, мотивы, учится при помощи звуков произносить выразительно музыкальную фразу, передавая разные настроения.
Занятия в классе фортепиано развивают коммуникативные навыки, особенно это необходимо при игре в ансамбле в 4 руки, когда нужно достичь общности ритмического пульса, синхронности при взятии и снятии звука.
Преимущество данной программы заключается в развитии творческих задатков у обучающихся посредством внедрения игрового материала, а также в использовании комплексного подхода к музыкальному развитию и обучению учащихся.
В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности пианистического аппарата ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики.
Целью программы является выявление и развитие музыкальных способностей детей через обучение навыкам исполнительской техники на фортепиано и формирование основ музыкальной культуры.
Правильно поставленное инструментальное обучение определяется кругом задач, связанных, прежде всего, с пробуждением глубокого интереса к музыке.
Обучающие задачи:
  • обучить ребенка первоначальным навыкам игры на фортепиано;
  • обучить основам музыкальной грамоты;
  • расширять представление об искусстве.
Развивающие задачи:
  • развивать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух;
  • развивать творческие способности;
  • развивать хороший музыкальный вкус, формировать общую культуру личности;
  • открыть дремлющие задатки и развивать явные способности детей;
  • обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки;
  • развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
Воспитательные задачи:
  • приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать личностные качества ребенка;
  • воспитывать стремление к саморазвитию;
  • приучать осмысленно использовать приобретенные знания и умения в свободной деятельности;
  • воспитывать творческую активность и самостоятельность ребенка;
  • воспитывать активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
Специфика данной программы в том, что она позволяет детям уже с первых шагов овладения фортепианной игрой ощутить себя исполнителем. Кроме того, в процессе освоения музыкального материала, дети охватывают большое количество произведений, что соответственно стимулирует их постоянный интерес к еще большему накоплению музыкально-эстетических впечатлений.
Набор в группу обучения игре на фортепиано - свободный. Задача педагогов дополнительного образования - учет индивидуальных интересов и склонностей обучающихся, раскрепощение творческих способностей, чему способствует дифференциация обучения.
Программа рассчитана на занятия с детьми в возрасте от 6 до 18 лет.
Срок реализации программы – 4,5 месяца, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа, общее количество часов – 104.
Каждый ребенок осваивает образовательную программу по своему индивидуальному плану, в зависимости от возраста, степени подготовки и способностей. Сложность и объем изучаемого репертуара зависит от индивидуальных способностей воспитанников, работоспособности и желания научиться игре на инструменте.
Используемые в работе формы обучения:
  1. Практическое занятие (показ-демонстрация);
  2. Ансамблевая игра;
  3. Посещение концертов профессиональных исполнителей;
  4. Прослушивание музыки в аудио и видеозаписи;
  5. Беседы;
  6. Творческое занятие.
По окончании обучения учащийся должен
Знать:
  • регистры, названия октав;
  • скрипичный и басовый ключи;
  • запись нот малой, первой, второй октав;
  • деление длительностей и пауз;
  • такт, простые размеры;
  • знаки увеличения длительности;
  • штрихи;
  • динамические оттенки;
  • понятия темп, лад.
Уметь:
  • правильно сидеть за инструментом;
  • следить за постановкой игрового аппарата;
  • находить на клавиатуре звуки (в диапазоне: малая - вторая октавы);
  • воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей);
  • читать ноты (в диапазоне: малая - вторая октавы);
  • сыграть наизусть на фортепиано 10 – 15 разнохарактерных пьес;
  • считать вслух ритм выученных произведений;
  • спеть и повторить по слуху на фортепиано простейшие мелодии;
  • владеть приемами звукоизвлечения нон легато, легато, стаккато;
  • слушать и контролировать свое исполнение.
У обучающегося будут воспитаны:
  • эмоциональное восприятие музыки;
  • интерес к музыкальным занятиям;
  • стремление передать характер музыкального произведения в своем исполнении;
  • культура поведения на занятиях и во время концертов;
  • настойчивость, трудолюбие и аккуратность.
Будут развиты:
  • элементарный звуковысотный слух;
  • ладовое чувство (определение на слух - ладовой окраски, законченности или незаконченности музыкального построения);
  • элементарное чувство ритма.
Формы подведения итогов
  1. Текущий контроль - наблюдение за учебной работой, прослушивание и опрос по пройденному материалу.
  2. Итоговый контроль – академический концерт для родителей.
  3. Концерты, конкурсы.
По итогам работы учащегося в течение года и его выступления на академическом концерте педагог оформляет индивидуальную карту, в которой отслеживается динамика развития обучающегося и отражается уровень творческой и специальной одаренности.
Параметры оценки знаний, умений, навыков:
  1. Уровень развития музыкальных способностей: развитие слуха, памяти, метроритмической устойчивости, интонирование.
  2. Уровень развития творческих музыкальных способностей:
Усвоение текста наизусть:
-учит быстро, качественно (высокий уровень);
- учит медленно, качественно (средний уровень);
- учит с трудом (низкий уровень);
Сохранность репертуара:
-умение сохранить репертуар и быстро восстанавливает ранее выученное (высокий уровень);
- быстро забывает выученное (низкий уровень);
Активность работы на уроке:
- работает активно;
- пассивен;
- быстро устает;
- отвлекаем, преобладает непроизвольное внимание.
  1. Выполнение домашних заданий:
- точное выполнение требований педагога;
- частичное выполнение требований педагога;
- не выполняет требования педагога.
При исполнении итоговой программы учитываются:
- культура поведения на сцене;
- посадка и постановка рук;
- координация;
- ритмическая точность;
- навыки освоения основных штрихов;
- эмоционально окрашенное исполнение

Содержание программы

Основной формой учебной работы являются групповые занятия. Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по часам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. В течение всего времени обучения педагог должен:
- ознакомить учащихся с творчеством выдающих композиторов, чьи произведения изучаются в классах фортепиано, с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами;
- развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе произведения.
В образовательном процессе реализуются программы, учитывающие возрастные особенности учащихся. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Организационные вопросы. Составление учебного расписания. Инструктаж.
  1. Развитие творческих навыков в донотный период.
Теория: игра преподавателя различных произведений, слушание мелодий из мультфильмов, детских песен.
Практика: пение и подбор по слуху знакомых или простейших мелодий, их транспонирование.
  1. Знакомство с инструментом.
Теория: Рассказ о том, какие бывают виды музыкальных инструментов.
Знакомство с разновидностями фортепиано и его роли в мире музыки.
Показ клавиатуры и внутренней механики инструмента, педалей.
Посадка за инструментом.
  1. Музыкальная грамотность: основы теоретических знаний.
Теория: Знакомство с нотным станом и нотами, ключами, регистрами.
Понятия длительностей, размеров, пауз, тактов, знаков альтерации, понятия «мажор – минор» (весело – грустно).
Практика: Написание в нотной тетради упражнений.
Простукивание различных ритмических рисунков.
  1. Обучение игре на инструменте.
Теория: знакомство в игровой форме с клавиатурой и названием звуков в пределах трех октав.
Практика: Показ педагогом основных приемов игры на инструменте.
Подбор знакомых мелодий по слуху от разных звуков. Знакомство с основными штрихами и приемами их исполнения на инструменте. Обучение игре на инструменте происходит в процессе работы над конкретным музыкальным произведением и включает в себя:
- точную аппликатуру,
- соблюдение штрихов,
- правильную, логичную фразировку,
- выполнение нюансов,
- развитие координации.
  1. Работа над репертуаром.
Теория: беседа об образном содержании произведения.
Практика: применение и усвоение приобретённых навыков игры при исполнении разнохарактерных произведений.
  1. Ансамблевое музицирование.
Практика: Подбор ансамблевого репертуара с учетом способностей и интересов детей. Игра легких пьес в ансамбле с педагогом. Работа над ансамблевой слаженностью. Игра в ансамбле с педагогом.
  1. Чтение с листа.
Теория: Определение ритмического рисунка, фразировки, штрихов размера, направления движения мелодии и ее строение.
Практика: Чтение с листа простых произведений. Чтение с листа ансамблевых произведений. Сольфеджирование произведения с одновременным простукиванием ритма. Подбор по слуху.
  1. Организация музыкальных интересов детей.
  • Беседы о музыке.
Теория: Подробный и интересный рассказ о том, как музыка появилась на свете, какая музыка бывает, для чего она нужна, беседа о том, какую музыку знает и любит сам ученик и т.п.
  • Игра преподавателя.
Практика: С ее помощью у ребенка формируется первое неизгладимое впечатление о музыкальном исполнительстве и о фортепиано в целом. Педагог исполняет произведения в различных жанрах и в процессе занятия активно обсуждает с учеником исполненное.
  • Слушание музыки на концертах и в записи.
  • Экскурсии, организация праздников.

  1. Контроль знаний.
Итоговое занятие проводится в форме открытого занятия (концерта).
На последнем занятии по программе обсуждаются с учеником все «замечательные события», произошедшие за время обучения. Подчеркиваются положительные характеристики, говорится над чем следует работать.
  1. Методическое обеспечение программы.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их физических, музыкальных и эмоциональных данных, а также уровень подготовки.
Для достижения цели программы первостепенное значение имеют следующие принципы:
  • создание на занятии атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем учащимся, что позволит воспитать их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • творческая организация процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развить творчество в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;
Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений.
Освоение музыкальной теории и развитие исполнительских навыков происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Выбирая для воспитанников произведения, соответствующие его способностям, в то же время необходимо исходить из яркости художественных образов и доступности музыкального содержания пьесыданному ребенку в данный период его музыкального развития. Учебный процесс предусматривает ознакомление детей с музыкальными произведениями различных художественных стилей. Это способствует всестороннему музыкальному развитию личности воспитанника и его эстетического вкуса, так называемого «чувства стиля».
Выбор произведения, предварительная подготовка к его изучению, ознакомление воспитанника с произведением, «прочтение» произведения, изучение нотного текста, анализ и выбор средств выражения, подбор вспомогательного технического материала, творческое исполнительское воплощение, публичное выступление, и, наконец, последующее обсуждение – таковы основные ступени изучения художественного произведения.
Используемые в практике дидактические пособия
  1. Наглядные пособия для учащихся в виде таблиц по изучению музыкальной грамоты.
  2. Словарь музыкальных терминов – плакат.
  3. Жизненные правила для музыканта Р. Шумана – плакат.
  4. Цветные карточки с изображением пауз и знаков альтерации.
  5. Цветные карточки с изображением длительностей и объяснением в стихотворной форме.
  6. Цветные карточки с изображением нот на нотном стане 4 – х октав.