Дополнительная общеразвивающая программа

«Сольфеджио»

Учебно-тематические планы

Первый блок изучения программы

Содержание программы первого блока обучения

Развитие вокально-интонационных навыков. Сольфеджирование, чтение с листа.


Выработка вокально-певческих навыков. Воспитание навыков слухового контроля, умения петь в унисон. Воспитание ладового чувства на примерах песен – попевок (начиная с 2-3х соседних ступеней с постепенным расширением диапазона до октавы), освоении интонации, пении песен. Освоение основных типов мелодического движения (на одном звуке, поступенное вверх и вниз, скачок, по звукам трезвучия), мелодических оборотов. Сольфеджирование, чтение с листа и пение наизусть с одновременным тактированием, дирижированием. Чередование пения вслух и про себя.
  • Пение 2-3х - ступеневых песен-попевок: V-III, V- III- I, V-IV-V-III.
  • Пение и игра этих попевок от разных звуков.
  • Сольмизация и пение 2-3х ступеневых песен-попевок.
  • Пение гамы До-мажор.
  • Пение разрешений неустойчивых звуков в устойчивые, тонического трезвучия, вводных звуков.
  • Пение песенок-попевок, включающих поступенное движение вверх и вниз от I ступени к IV-й, от I к V, отV к I –по всему звукоряду.
  • Пение разрешений неустойчивых звуков в устойчивые, опевания устойчивых ступеней, тонического трезвучия, ступеневых дорожек, вводных звуков в пройденных тональностях.
  • Пение отдельных ступеней с показом по столбице или рукой.
  • Пение мелодий в тональности До-мажор, Соль-мажор, Фа-мажор;
  • Пение секвенций (в звене 2-3 звука).
  • Пение гаммы Ре мажор, разрешения неустойчивых ступеней, тонического трезвучия, опевания.
  • Интонационное и слуховое освоение разновидностей минора.
  • Пение мелодий в пройденных тональностях с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4.
  • Разучивание песен с аккомпанементом преподавателя.
  • Допевание мелодии до тоники.
  • Пение гаммы Си-бемоль мажор.
  • Пение попевок со скачком от Т к D и от D к Т.
  • Пение секвенций в пройденных тональностях, включающих интервалы, трезвучия.
  • Пение интервалов: б3 как I-III ступени в мажоре, м3 как I-III в одноименном миноре; ч5 как I-V,ч4 как V-I вверх, м2 как VII-I, б2 как V-VI или I-II.
  • Пение мелодий с названием нот и дирижированием на 2/4,3/4, 4/4 в пройденных тональностях.
  • Пение канонов.

Воспитание чувства метроритма

  1. Показ посредством движения пульсации метрических долей.
  2. Показ 2-х дольности метра.
  3. Ритмические рисунки с простыми длительностями.
  4. Проработка размера 2/4, 3/4, в них длительностей. Паузы.
  5. Простукивание ритмических рисунков мелодий, разучиваемых в классе с тактированием.
  6. Проработка затактов в размерах 2/4, 3/4.
  7. Чтение ритмических таблиц (карточек) ритмослогами с тактированием.
  8. Одновременный показ ритмического рисунка правой рукой и пульса левой рукой.
  9. Исполнение ритмического аккомпанемента к разучиваемым мелодиям, в том числе в виде остинатного ритмического движения.
  10. Сольфеджирование примеров с дирижированием.
  11. Проработка размера 4/4.
  12. Чтение ритмослогами ритмического рисунка по карточкам, таблицам, учебнику с одновременным тактированием левой рукой.
  13. Простукивание ритмических рисунков с тактированием под аккомпанемент, исполняемый педагогом.
  14. Исполнение ритмических канонов. Деление на такты данных ритмических рисунков, мелодий
  15. Шестнадцатые длительности
  16. Продолжение работы над всеми видами ритмических упражнений.
  17. Исполнение несложных ритмических партитур.
  18. Определение на слух:
- 2-х, 3-х, 4-хдольности метра, характера и жанра звучащего произведения с указанием жанровых характеристик;
- лада (мажора и минора), элементов формы (мотив, фраза, количество фраз в мелодии, повторность фраз);
- устойчивость и неустойчивость ступеней, окончаний фраз;
- динамических оттенков, темпа, мажорного и минорного трезвучий, консонансов, диссонансов, интервалов: ч1, ч5, ч8, м2, б2, м3, б3.
  1. Узнавание на слух мелодических движений: поступенного вверх, вниз, на месте, по трезвучию, скачком, опевания;
  2. Узнавание ритмических рисунков с пройденными длительностями в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
  3. Музыкальный диктант.
  4. Сочинение пропущенных в тексте фраз.
  5. Сочинение простейших мелодий на заданный ритмический рисунок или стихотворный текст.
  6. Пение мелодий с одновременным исполнением басовой линии в аккомпанементе (Т, S, D), указанном в тексте или подобранном самостоятельно.

Второй блок изучения программы

Развитие вокально-интонационных навыков. Сольфеджирование, чтение с листа.


Пение, сольфеджирование, запоминание народных песен, основанных на ладовых звукорядах в объеме квинты, сексты, септимы.
Умение находить тоники параллельных тональностей.
Построение и пение восходящих и нисходящих интервалов от звука и в тональности.
Двухголосное пение интервалов и простейших образцов двухголосия.
Пение мажорного и минорного трезвучия от звука.
  • Пение мажорных гамм до двух знаков в ключе в восходящем и нисходящем движении.
  • Пение и игра на инструменте попевок в одноименном мажоре и миноре.
  • Пение интервалов в мажоре: м 2 на III, VII и от звука.
  • Пение секвенций в пройденных тональностях.
  • Пение интервалов м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, ч8 от данного звука и в мажорном ладу.
  • Пение переходов из мажора в параллельный минор с гармонической поддержкой педагога.
  • Пение гамм Соль мажор и ми минор (3 вида).
  • Пение тонического трезвучия, разрешения неустоев в натуральном и гармоническом миноре.
  • Пение песен в переменном ладу.
  • Пение гамм Фа мажор и ре минор (3 вида), Ре мажор и си минор (3 вида).
  • Пение интервалов от звука и в ладу.
  • Пение мажорного и минорного трезвучий от звука.
  • Игра на фортепиано мажорного и минорного трезвучия с одновременным пением нижнего, среднего или верхнего тона.
  • Пение мелодий с дирижированием в пройденных тональностях и размерах.
  • Разучивание песен с аккомпанементом преподавателя.
  • Пение гамм с двумя знаками при ключе. Пение в этих тональностях пройденных оборотов, интервалов, аккордов.
  • Пение м6 и б6 от звука и в ладу.
  • Игра на инструменте обращений интервалов и аккордов от звука и в ладу (для профгрупп).
  • Пение выученных фрагментов с тактированием и дирижированием.

Воспитание чувства метроритма

Проработка ритмических рисунков, свойственных различным жанрам. Связь пунктирного ритма с жанрами, соотношение метра и размера. Знакомство с основными разновидностями быстрого, умеренного и медленного темпов. Умение читать ритмические рисунки с использованием пройденных длительностей.
Узнавание мелодий по ритмическому рисунку.
  1. Продолжение работы над всеми упражнениями, которые были в первом классе, в пройденных тональностях и размерах.
  2. Чтение нотного текста с тактированием или дирижированием.
  3. Проработка ритмического рисунка в пройденных размерах.
  4. Пение разучиваемых и выученных мелодий и фрагментов с тактированием и дирижированием.
  5. Работа над ритмическими партитурами, канонами и ритмодекламациями.
  6. Воспитание навыков слухового различения основных компонентов гомофонной, гамофонно-гармонической и полифонической фактуры (мелодии и аккомпанемента), умения слышать ходы баса. Освоение различных видов сопровождения к произведениям различных жанров.
  7. Выявление на слух и по нотам сходства и различия музыкального материала по принципу повторности и контраста. Определение на слух и осознание:
- характера и жанра звучащего произведения с указанием жанровых характеристик, лада (мажорный, минорный трех видов, переменный);
- элементов синтаксиса и формы (мотив, фраза, предложение, реприза, секвенция, песня-запев, припев);
- устойчивости и неустойчивости окончания предложения, размера, темпа, динамических оттенков.
  1. Узнавание на слух:
- мелодических оборотов, ступеней лада;
- ритмических рисунков: в размерах 2/4, 3/4, 4/4;
- интервалов (мелодических и гармонических);
- обращений интервалов;
- обращений мажорного и минорного трезвучий (для профгрупп);
- трезвучий главных ступеней.
  1. Определение на слух интервальных цепочек.
  2. Музыкальный диктант
  3. Досочинение мелодии до тоники в пройденных тональностях.
  4. Сочинение:
- мелодических вариантов фразы;
- мелодий на стихотворный текст;
- мелодий на данный ритмический рисунок;
- мелодий и простейших пьес в характере изученных жанров.
- второго предложения;
- подголоска к мелодии.
  1. Подбор баса к выученным мелодиям.
  2. Исполнение аккомпанемента с данными аккордами.
  3. Закрепление и запоминание слуховых, двигательных, ритмических и интонационных представлений об изучаемых жанрах.

Третий блок изучения программы

Развитие вокально-интонационных навыков. Сольфеджирование, чтение с листа.


Умение самостоятельно настраиваться в тональности перед пением, чтением с листа. Ознакомление с образцами песенного фольклора, содержащими вариантность попевочно-звукорядного состава. Умение находить главные трезвучия лада во всех изучаемых тональностях. Построение и пение главных трезвучий. Перевод обращений трезвучий к основному виду. Пение трезвучий и их обращений, простейших гармонических оборотов трехголосно. Пение. Освоение простейших примеров имитационной, контрастной и подголосочной полифонии.
  • Пение гамм до двух знаков в ключе, в них - мелодических оборотов с вспомогательными и проходящими звуками, разрешение неустоев, опевание.
  • Пение секвенций в пройденных тональностях, с пройденными ритмическим рисунками и мелодическими оборотами.
  • Пение одного голоса в несложном двухголосии с одновременной игрой второго голоса, подбор второго голоса.
  • Пение гамм Ля мажор и фа-диез минор.
  • Пение обращений главных трезвучий лада в пройденных тональностях.
  • Пение гамм Ми-бемоль мажор и до-минор с разрешением неустойчивых звуков и интервалов, гармонических оборотов и последовательностей.
  • Пение в пройденных тональностях пройденных интервалов, тритонов с разрешением.
  • Пение тритонов от звука с разрешением в одноименные тональности.
  • Пение D7 в пройденных тональностях с разрешением.
  • Пение б7 и м7 в ладу на I и V ступени.
  • Пение ум3/5 в тональности.
  • Пение секвенций с использованием пройденных интервалов и аккордов.
  • Чтение с листа мелодий в пройденных тональностях с использованием пройденных интервалов и аккордов, мелодических и гармонических оборотов.
  • Запись ритмических диктантов в пройденных размерах и с пройденными ритмами

Воспитание музыкального восприятия


Определение и осознание на слух в прослушанном произведении:
- интервалов на ступенях мажора и минора;
- главных трезвучий и их обращений;
- ритмических особенностей гомофонной и аккордовой фактуры;
- характера и жанровых особенностей с указанием жанровых характеристик;
- лада (три вида минора, переменный лад);
- элементов синтаксиса и формы (мотив, фраза, предложение, период);
- размера, темпа, динамических оттенков, ритмических особенностей.
Узнавание в мелодии:
- вспомогательных и проходящих звуков, опеваний;
- скачков (с V ступени вверх на III, с III ступени вверх на I , с I ступени вверх на VI; с V ступени вверх на IV);
- секвенций;
- движения мелодии по звукам трезвучий главных ступеней лада и их обращений.
Определение на слух:
- отдельно взятых интервалов (простые интервалы, тритоны);
- видов фигураций в аккомпанементе;
- интервальных последовательностей в ладу.

Музыкальный диктант

Запись выученных наизусть мелодий.
Запись мелодий, подобранных на инструменте.
Письменные диктанты в объеме 4-8 тактов в пройденных тональностях, размерах, включающие знакомые мелодические обороты

Четвертый блок изучения программы

Развитие вокально-интонационных навыков. Сольфеджирование, чтение с листа.

  1. Пение гамм до пяти знаков в ключе, в них – отдельных ступеней, мелодических оборотов, тетрахордов. Пение гармонического мажора, пентатоники (мажорной и минорной) - для профггрупп.
  2. Пение в тональности с разрешением.
  3. Игра их на фортепиано с одновременным пением нижнего голоса.
  4. Пение аккордовых последовательностей мелодически и гармонически.
  5. Пение D7 и его обращений от звука с разрешением в одноименные тональности.
  6. Пение, слушание и игра секвенций с использованием D7 и его обращений.
  7. Пение мелодий с модуляцией в тональности первой степени родства.
  8. Чтение с листа мелодий, содержащих пройденные интонационные и ритмические трудности.
  9. Пение одноголосных и двухголосных примеров.
  10. Пение выученных мелодий наизусть и с исполнением аккомпанемента по данной цифровке.

Воспитание музыкального восприятия

Определение на слух и осознание в прослушанном произведении:
- характера и жанра с указанием жанровых характеристик;
- размера, темпа;
- элементов синтаксиса и формы (период, двухчастная, трехчастная форма, двухчастная репризная);
- лада;
- интервалов, аккордов, гармонических оборотов, интервалов.
Определение на слух интервалов и аккордов в ладу и от звука: - тритонов; - характерных интервалов.
- ум 3/5, D7 и его обращений.
Определение и осознание на слух интервальных и аккордовых последовательностей:
  • Узнавание пройденных ритмических рисунков в пройденных размерах, расширение представлений о ритмо-фактурных формулах различных жанров.
  • Определение соотношения мелодии и аккомпанемента в камерных жанрах. Умение ориентироваться в основных историко-стилевых особенностях периода.

Музыкальный диктант

  • Устные диктанты. Письменные диктанты. Запись знакомых мелодий по памяти. Запись выученных наизусть мелодий.
  • Письменный диктант в объеме 4-8 тактов в пройденных тональностях и размерах с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов:
- тритона, ум 7, ув2 (в гармоническом мажоре и миноре);
- с движение по звукам аккордов и их обращений: T, S, D, D7, мVII7, умVII7,ум3/5;
- с пройденными ритмическими рисунками.
  • Запись несложных двухголосных диктантов с различным движением голосов.

Воспитание творческих навыков

Сочинение:
- мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения;
- мелодий в пройденных тональностях, натуральных и гармонических ладах с использованием интонаций пройденных аккордов и интервалов;
- вариаций на заданную тему;
- мелодий в различных жанрах;
- мелодий в форме периода (повторного, неповторного);
- второго голоса к мелодии.
Подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов. Пение романсов и песен с фигурационным варьированием в сопровождении.

Пятый блок изучения программы

Развитие вокально-интонационных навыков. Сольфеджирование, чтение с листа.

  1. Пение гамм в тональностях с 6-ю и 7-ю знаками при ключе, пентатоники и ладов.
  2. Пение мелодических оборотов с хроматизмами. Хроматическая гамма.
  3. Пение секвенций, содержащих изучаемые ритмические рисунки.
  4. Пение в пройденных тональностях с разрешением:
- тритонов, характерных интервалов;
- уменьшенного и увеличенного трезвучия;
- обращений D7.
  1. Пение интервальных и аккордовых последовательностей в пройденных тональностях.
  2. Пение мелодий с элементами хроматизма, отклонением, модуляцией наизусть и по нотам.
  3. Пение двухголосных примеров дуэтами.
  4. Пение с листа мелодий в пройденных тональностях.
  5. Пение произведения (песня, романс) с собственным аккомпанементом и с аккомпанементом педагога.

Воспитание чувства метроритма

Закрепление знаний о темпах, ритмических рисунках, типичных для различных жанров. Сравнительный анализ взаимодействия ритмического рисунка, метра и темпа как определяющих признаков тех ил иных жанровых ритмоформул. Изучение ритмических особенностей различных танцевальных жанров. Работа над более сложными ритмическими рисунками в пройденных размерах.
Некоторые особенности ритма музыки XXI века: нетактовые системы временной организации, понятие ритмической серии, джазовые ритмы. Осмысление возросшей организующей роли ритма в музыке XXI века. Освоение джазовой ритмики. Данные темы проходятся с учащимися в порядке ознакомления.


Воспитание музыкального восприятия

Формирование и закрепление опыта слуховой ориентации в разных метрах, размерах при жанровом и историко-стилевом многообразии музыкального материала. Понятие основных тенденций развития фактуры XXI века.
Определение на слух и осознание в прослушанном произведении:
- характера, жанра с указанием жанровых характеристик;
- лада;
- формы и ее синтаксических элементов;
- пройденных гармонических оборотов и гармонических функций;
- отклонений, модуляций, тонального плана.
Определение на слух и по нотам строения и структурных разновидностей периодов и их внутреннего строения, отдельно взятых пройденных интервалов и аккордов.

Музыкальный диктант

Освоение подголосочной и контрастной полифонии, запись простых примеров 2х-голосного диктанта с элементами полифонии.
Письменный диктант в объеме 8 – 12 тактов с использованием всех пройденных трудностей.

Воспитание творческих навыков

Сочинение:
- мелодий в разных жанрах в пройденных размерах;
- мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;
- второго голоса к мелодии;
- вариаций на заданную тему.
Сочинение и импровизация в определенных жанрах, согласно типичным для них ритмоформулам. Подбор аккомпанемента к мелодии в различных фактурах. Пение песен и романсов с аккомпанементом. Практическое освоение жанров через собственную исполнительскую практику. Понятие новых явлений в жанровой сфере музыкального искусства XXI века.

Формы аттестации


Каждый учащийся должен быть опрошен по ряду обязательных тем и пунктов. Но трудность музыкального материала может быть различной, учитывающей индивидуальные возможности учащихся.
Главный принцип работы комиссии на выпускных экзаменах – уважительное отношение к личности учащегося, его индивидуальным возможностям, возрастным, физическим и психологическим особенностям.
Ввиду объемности и разноплановости заданий, чтобы избежать перегрузки детей, исключить нервное и физическое напряжение, выпускные экзамены проводятся в два этапа:
- письменный тест по теории;
- ответ по билетам, включающий пение в ладу и от звука ладов, интервалов и аккордов;
- кроссворд или блиц-опрос по теории.
Письменный диктант и устный экзамен по разделам:
- сольфеджирование с листа;
- пение мелодии наизусть;
- определение на слух интервалов и аккордов;
- творческие навыки: подбор по слуху, сочинение, импровизация, ансамблевое музицирование и
Устный и письменный опрос проводит педагог, ведущий данную группу. Перед началом экзамена он представляет комиссии подготовленный им музыкальный материал для пения с листа, диктанты и т.д.
Итоговая оценка выставляется комиссией и складывается из оценок по каждому пункту. Спорная оценка выставляется исходя из интересов учащегося.




Требования на выпускных экзаменах по сольфеджио

Письменный экзамен

Диктант


Записать одноголосный отрывок из музыкального произведения. Текст – средней трудности. Объем – 8-10 тактов. Размер – 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, 3/8. Тональности до 4-х знаков в ключе (натуральный мажор, 3 вида минора). Возможны несложные виды хроматизмов, отклонений, модуляция а параллельную тональность или в тональность доминанты. Скачки на 6, 7. В ритме – пунктир, ритмические группы с шестнадцатыми, триоль, внутритактовая синкопа. Исполняется 8 -10 раз.
В отдельных случаях, исходя из возможностей учащегося, диктант может быть заменен письменной работой по репродуцированию ранее выученной мелодии.

Теоретические знания

В рамках учебного материала в курсе сольфеджио учащийся выполняет работу в одной из перечисленных форм:
- теоретический или практический тест из 10-20 вопросов;
- ответ по билетам, включающий разделы: пение ладов, интервалов, аккордов, гармонических последовательностей в ладу и от звука;
- блиц – опрос из 4-8 лаконичных вопросов;
- кроссворд с фрагментами (15-20 вопросов);
- транспонирование несложного произведения или его отрывка.

Устный экзамен

Сольфеджирование

Пение наизусть с дирижированием или тактированием одной из выученных в году мелодий. Пение с листа мелодии с дирижированием или тактированием в объеме 8-10 тактов в тональностях до 4-х знаков в ключе.