Первый блок изучения программы
Содержание программы первого блока обучения
Развитие вокально-интонационных навыков. Сольфеджирование, чтение с листа.
Выработка вокально-певческих навыков. Воспитание навыков слухового контроля, умения петь в унисон. Воспитание ладового чувства на примерах песен – попевок (начиная с 2-3х соседних ступеней с постепенным расширением диапазона до октавы), освоении интонации, пении песен. Освоение основных типов мелодического движения (на одном звуке, поступенное вверх и вниз, скачок, по звукам трезвучия), мелодических оборотов. Сольфеджирование, чтение с листа и пение наизусть с одновременным тактированием, дирижированием. Чередование пения вслух и про себя.
- Пение 2-3х - ступеневых песен-попевок: V-III, V- III- I, V-IV-V-III.
- Пение и игра этих попевок от разных звуков.
- Сольмизация и пение 2-3х ступеневых песен-попевок.
- Пение гамы До-мажор.
- Пение разрешений неустойчивых звуков в устойчивые, тонического трезвучия, вводных звуков.
- Пение песенок-попевок, включающих поступенное движение вверх и вниз от I ступени к IV-й, от I к V, отV к I –по всему звукоряду.
- Пение разрешений неустойчивых звуков в устойчивые, опевания устойчивых ступеней, тонического трезвучия, ступеневых дорожек, вводных звуков в пройденных тональностях.
- Пение отдельных ступеней с показом по столбице или рукой.
- Пение мелодий в тональности До-мажор, Соль-мажор, Фа-мажор;
- Пение секвенций (в звене 2-3 звука).
- Пение гаммы Ре мажор, разрешения неустойчивых ступеней, тонического трезвучия, опевания.
- Интонационное и слуховое освоение разновидностей минора.
- Пение мелодий в пройденных тональностях с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4.
- Разучивание песен с аккомпанементом преподавателя.
- Допевание мелодии до тоники.
- Пение гаммы Си-бемоль мажор.
- Пение попевок со скачком от Т к D и от D к Т.
- Пение секвенций в пройденных тональностях, включающих интервалы, трезвучия.
- Пение интервалов: б3 как I-III ступени в мажоре, м3 как I-III в одноименном миноре; ч5 как I-V,ч4 как V-I вверх, м2 как VII-I, б2 как V-VI или I-II.
- Пение мелодий с названием нот и дирижированием на 2/4,3/4, 4/4 в пройденных тональностях.
- Пение канонов.
Воспитание чувства метроритма
- Показ посредством движения пульсации метрических долей.
- Показ 2-х дольности метра.
- Ритмические рисунки с простыми длительностями.
- Проработка размера 2/4, 3/4, в них длительностей. Паузы.
- Простукивание ритмических рисунков мелодий, разучиваемых в классе с тактированием.
- Проработка затактов в размерах 2/4, 3/4.
- Чтение ритмических таблиц (карточек) ритмослогами с тактированием.
- Одновременный показ ритмического рисунка правой рукой и пульса левой рукой.
- Исполнение ритмического аккомпанемента к разучиваемым мелодиям, в том числе в виде остинатного ритмического движения.
- Сольфеджирование примеров с дирижированием.
- Проработка размера 4/4.
- Чтение ритмослогами ритмического рисунка по карточкам, таблицам, учебнику с одновременным тактированием левой рукой.
- Простукивание ритмических рисунков с тактированием под аккомпанемент, исполняемый педагогом.
- Исполнение ритмических канонов. Деление на такты данных ритмических рисунков, мелодий
- Шестнадцатые длительности
- Продолжение работы над всеми видами ритмических упражнений.
- Исполнение несложных ритмических партитур.
- Определение на слух:
- 2-х, 3-х, 4-хдольности метра, характера и жанра звучащего произведения с указанием жанровых характеристик;
- лада (мажора и минора), элементов формы (мотив, фраза, количество фраз в мелодии, повторность фраз);
- устойчивость и неустойчивость ступеней, окончаний фраз;
- динамических оттенков, темпа, мажорного и минорного трезвучий, консонансов, диссонансов, интервалов: ч1, ч5, ч8, м2, б2, м3, б3.
- Узнавание на слух мелодических движений: поступенного вверх, вниз, на месте, по трезвучию, скачком, опевания;
- Узнавание ритмических рисунков с пройденными длительностями в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
- Музыкальный диктант.
- Сочинение пропущенных в тексте фраз.
- Сочинение простейших мелодий на заданный ритмический рисунок или стихотворный текст.
- Пение мелодий с одновременным исполнением басовой линии в аккомпанементе (Т, S, D), указанном в тексте или подобранном самостоятельно.
Второй блок изучения программы
Развитие вокально-интонационных навыков. Сольфеджирование, чтение с листа.
Пение, сольфеджирование, запоминание народных песен, основанных на ладовых звукорядах в объеме квинты, сексты, септимы.
Умение находить тоники параллельных тональностей.
Построение и пение восходящих и нисходящих интервалов от звука и в тональности.
Двухголосное пение интервалов и простейших образцов двухголосия.
Пение мажорного и минорного трезвучия от звука.
- Пение мажорных гамм до двух знаков в ключе в восходящем и нисходящем движении.
- Пение и игра на инструменте попевок в одноименном мажоре и миноре.
- Пение интервалов в мажоре: м 2 на III, VII и от звука.
- Пение секвенций в пройденных тональностях.
- Пение интервалов м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, ч8 от данного звука и в мажорном ладу.
- Пение переходов из мажора в параллельный минор с гармонической поддержкой педагога.
- Пение гамм Соль мажор и ми минор (3 вида).
- Пение тонического трезвучия, разрешения неустоев в натуральном и гармоническом миноре.
- Пение песен в переменном ладу.
- Пение гамм Фа мажор и ре минор (3 вида), Ре мажор и си минор (3 вида).
- Пение интервалов от звука и в ладу.
- Пение мажорного и минорного трезвучий от звука.
- Игра на фортепиано мажорного и минорного трезвучия с одновременным пением нижнего, среднего или верхнего тона.
- Пение мелодий с дирижированием в пройденных тональностях и размерах.
- Разучивание песен с аккомпанементом преподавателя.
- Пение гамм с двумя знаками при ключе. Пение в этих тональностях пройденных оборотов, интервалов, аккордов.
- Пение м6 и б6 от звука и в ладу.
- Игра на инструменте обращений интервалов и аккордов от звука и в ладу (для профгрупп).
- Пение выученных фрагментов с тактированием и дирижированием.
Воспитание чувства метроритма
Проработка ритмических рисунков, свойственных различным жанрам. Связь пунктирного ритма с жанрами, соотношение метра и размера. Знакомство с основными разновидностями быстрого, умеренного и медленного темпов. Умение читать ритмические рисунки с использованием пройденных длительностей.
Узнавание мелодий по ритмическому рисунку.
- Продолжение работы над всеми упражнениями, которые были в первом классе, в пройденных тональностях и размерах.
- Чтение нотного текста с тактированием или дирижированием.
- Проработка ритмического рисунка в пройденных размерах.
- Пение разучиваемых и выученных мелодий и фрагментов с тактированием и дирижированием.
- Работа над ритмическими партитурами, канонами и ритмодекламациями.
- Воспитание навыков слухового различения основных компонентов гомофонной, гамофонно-гармонической и полифонической фактуры (мелодии и аккомпанемента), умения слышать ходы баса. Освоение различных видов сопровождения к произведениям различных жанров.
- Выявление на слух и по нотам сходства и различия музыкального материала по принципу повторности и контраста. Определение на слух и осознание:
- характера и жанра звучащего произведения с указанием жанровых характеристик, лада (мажорный, минорный трех видов, переменный);
- элементов синтаксиса и формы (мотив, фраза, предложение, реприза, секвенция, песня-запев, припев);
- устойчивости и неустойчивости окончания предложения, размера, темпа, динамических оттенков.
- Узнавание на слух:
- мелодических оборотов, ступеней лада;
- ритмических рисунков: в размерах 2/4, 3/4, 4/4;
- интервалов (мелодических и гармонических);
- обращений интервалов;
- обращений мажорного и минорного трезвучий (для профгрупп);
- трезвучий главных ступеней.
- Определение на слух интервальных цепочек.
- Музыкальный диктант
- Досочинение мелодии до тоники в пройденных тональностях.
- Сочинение:
- мелодических вариантов фразы;
- мелодий на стихотворный текст;
- мелодий на данный ритмический рисунок;
- мелодий и простейших пьес в характере изученных жанров.
- второго предложения;
- подголоска к мелодии.
- Подбор баса к выученным мелодиям.
- Исполнение аккомпанемента с данными аккордами.
- Закрепление и запоминание слуховых, двигательных, ритмических и интонационных представлений об изучаемых жанрах.
Третий блок изучения программы
Развитие вокально-интонационных навыков. Сольфеджирование, чтение с листа.
Умение самостоятельно настраиваться в тональности перед пением, чтением с листа. Ознакомление с образцами песенного фольклора, содержащими вариантность попевочно-звукорядного состава. Умение находить главные трезвучия лада во всех изучаемых тональностях. Построение и пение главных трезвучий. Перевод обращений трезвучий к основному виду. Пение трезвучий и их обращений, простейших гармонических оборотов трехголосно. Пение. Освоение простейших примеров имитационной, контрастной и подголосочной полифонии.
- Пение гамм до двух знаков в ключе, в них - мелодических оборотов с вспомогательными и проходящими звуками, разрешение неустоев, опевание.
- Пение секвенций в пройденных тональностях, с пройденными ритмическим рисунками и мелодическими оборотами.
- Пение одного голоса в несложном двухголосии с одновременной игрой второго голоса, подбор второго голоса.
- Пение гамм Ля мажор и фа-диез минор.
- Пение обращений главных трезвучий лада в пройденных тональностях.
- Пение гамм Ми-бемоль мажор и до-минор с разрешением неустойчивых звуков и интервалов, гармонических оборотов и последовательностей.
- Пение в пройденных тональностях пройденных интервалов, тритонов с разрешением.
- Пение тритонов от звука с разрешением в одноименные тональности.
- Пение D7 в пройденных тональностях с разрешением.
- Пение б7 и м7 в ладу на I и V ступени.
- Пение ум3/5 в тональности.
- Пение секвенций с использованием пройденных интервалов и аккордов.
- Чтение с листа мелодий в пройденных тональностях с использованием пройденных интервалов и аккордов, мелодических и гармонических оборотов.
- Запись ритмических диктантов в пройденных размерах и с пройденными ритмами
Воспитание музыкального восприятия
Определение и осознание на слух в прослушанном произведении:
- интервалов на ступенях мажора и минора;
- главных трезвучий и их обращений;
- ритмических особенностей гомофонной и аккордовой фактуры;
- характера и жанровых особенностей с указанием жанровых характеристик;
- лада (три вида минора, переменный лад);
- элементов синтаксиса и формы (мотив, фраза, предложение, период);
- размера, темпа, динамических оттенков, ритмических особенностей.
Узнавание в мелодии:
- вспомогательных и проходящих звуков, опеваний;
- скачков (с V ступени вверх на III, с III ступени вверх на I , с I ступени вверх на VI; с V ступени вверх на IV);
- секвенций;
- движения мелодии по звукам трезвучий главных ступеней лада и их обращений.
Определение на слух:
- отдельно взятых интервалов (простые интервалы, тритоны);
- видов фигураций в аккомпанементе;
- интервальных последовательностей в ладу.
Музыкальный диктант
Запись выученных наизусть мелодий.
Запись мелодий, подобранных на инструменте.
Письменные диктанты в объеме 4-8 тактов в пройденных тональностях, размерах, включающие знакомые мелодические обороты
Четвертый блок изучения программы
Развитие вокально-интонационных навыков. Сольфеджирование, чтение с листа.
- Пение гамм до пяти знаков в ключе, в них – отдельных ступеней, мелодических оборотов, тетрахордов. Пение гармонического мажора, пентатоники (мажорной и минорной) - для профггрупп.
- Пение в тональности с разрешением.
- Игра их на фортепиано с одновременным пением нижнего голоса.
- Пение аккордовых последовательностей мелодически и гармонически.
- Пение D7 и его обращений от звука с разрешением в одноименные тональности.
- Пение, слушание и игра секвенций с использованием D7 и его обращений.
- Пение мелодий с модуляцией в тональности первой степени родства.
- Чтение с листа мелодий, содержащих пройденные интонационные и ритмические трудности.
- Пение одноголосных и двухголосных примеров.
- Пение выученных мелодий наизусть и с исполнением аккомпанемента по данной цифровке.
Воспитание музыкального восприятия
Определение на слух и осознание в прослушанном произведении:
- характера и жанра с указанием жанровых характеристик;
- размера, темпа;
- элементов синтаксиса и формы (период, двухчастная, трехчастная форма, двухчастная репризная);
- лада;
- интервалов, аккордов, гармонических оборотов, интервалов.
Определение на слух интервалов и аккордов в ладу и от звука: - тритонов; - характерных интервалов.
- ум 3/5, D7 и его обращений.
Определение и осознание на слух интервальных и аккордовых последовательностей:
- Узнавание пройденных ритмических рисунков в пройденных размерах, расширение представлений о ритмо-фактурных формулах различных жанров.
- Определение соотношения мелодии и аккомпанемента в камерных жанрах. Умение ориентироваться в основных историко-стилевых особенностях периода.
Музыкальный диктант
- Устные диктанты. Письменные диктанты. Запись знакомых мелодий по памяти. Запись выученных наизусть мелодий.
- Письменный диктант в объеме 4-8 тактов в пройденных тональностях и размерах с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов:
- тритона, ум 7, ув2 (в гармоническом мажоре и миноре);
- с движение по звукам аккордов и их обращений: T, S, D, D7, мVII7, умVII7,ум3/5;
- с пройденными ритмическими рисунками.
- Запись несложных двухголосных диктантов с различным движением голосов.
Воспитание творческих навыков
Сочинение:
- мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения;
- мелодий в пройденных тональностях, натуральных и гармонических ладах с использованием интонаций пройденных аккордов и интервалов;
- вариаций на заданную тему;
- мелодий в различных жанрах;
- мелодий в форме периода (повторного, неповторного);
- второго голоса к мелодии.
Подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов. Пение романсов и песен с фигурационным варьированием в сопровождении.
Пятый блок изучения программы
Развитие вокально-интонационных навыков. Сольфеджирование, чтение с листа.
- Пение гамм в тональностях с 6-ю и 7-ю знаками при ключе, пентатоники и ладов.
- Пение мелодических оборотов с хроматизмами. Хроматическая гамма.
- Пение секвенций, содержащих изучаемые ритмические рисунки.
- Пение в пройденных тональностях с разрешением:
- тритонов, характерных интервалов;
- уменьшенного и увеличенного трезвучия;
- обращений D7.
- Пение интервальных и аккордовых последовательностей в пройденных тональностях.
- Пение мелодий с элементами хроматизма, отклонением, модуляцией наизусть и по нотам.
- Пение двухголосных примеров дуэтами.
- Пение с листа мелодий в пройденных тональностях.
- Пение произведения (песня, романс) с собственным аккомпанементом и с аккомпанементом педагога.
Воспитание чувства метроритма
Закрепление знаний о темпах, ритмических рисунках, типичных для различных жанров. Сравнительный анализ взаимодействия ритмического рисунка, метра и темпа как определяющих признаков тех ил иных жанровых ритмоформул. Изучение ритмических особенностей различных танцевальных жанров. Работа над более сложными ритмическими рисунками в пройденных размерах.
Некоторые особенности ритма музыки XXI века: нетактовые системы временной организации, понятие ритмической серии, джазовые ритмы. Осмысление возросшей организующей роли ритма в музыке XXI века. Освоение джазовой ритмики. Данные темы проходятся с учащимися в порядке ознакомления.
Воспитание музыкального восприятия
Формирование и закрепление опыта слуховой ориентации в разных метрах, размерах при жанровом и историко-стилевом многообразии музыкального материала. Понятие основных тенденций развития фактуры XXI века.
Определение на слух и осознание в прослушанном произведении:
- характера, жанра с указанием жанровых характеристик;
- лада;
- формы и ее синтаксических элементов;
- пройденных гармонических оборотов и гармонических функций;
- отклонений, модуляций, тонального плана.
Определение на слух и по нотам строения и структурных разновидностей периодов и их внутреннего строения, отдельно взятых пройденных интервалов и аккордов.
Музыкальный диктант
Освоение подголосочной и контрастной полифонии, запись простых примеров 2х-голосного диктанта с элементами полифонии.
Письменный диктант в объеме 8 – 12 тактов с использованием всех пройденных трудностей.
Воспитание творческих навыков
Сочинение:
- мелодий в разных жанрах в пройденных размерах;
- мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов;
- второго голоса к мелодии;
- вариаций на заданную тему.
Сочинение и импровизация в определенных жанрах, согласно типичным для них ритмоформулам. Подбор аккомпанемента к мелодии в различных фактурах. Пение песен и романсов с аккомпанементом. Практическое освоение жанров через собственную исполнительскую практику. Понятие новых явлений в жанровой сфере музыкального искусства XXI века.
Формы аттестации
Каждый учащийся должен быть опрошен по ряду обязательных тем и пунктов. Но трудность музыкального материала может быть различной, учитывающей индивидуальные возможности учащихся.
Главный принцип работы комиссии на выпускных экзаменах – уважительное отношение к личности учащегося, его индивидуальным возможностям, возрастным, физическим и психологическим особенностям.
Ввиду объемности и разноплановости заданий, чтобы избежать перегрузки детей, исключить нервное и физическое напряжение, выпускные экзамены проводятся в два этапа:
- письменный тест по теории;
- ответ по билетам, включающий пение в ладу и от звука ладов, интервалов и аккордов;
- кроссворд или блиц-опрос по теории.
Письменный диктант и устный экзамен по разделам:
- сольфеджирование с листа;
- пение мелодии наизусть;
- определение на слух интервалов и аккордов;
- творческие навыки: подбор по слуху, сочинение, импровизация, ансамблевое музицирование и
Устный и письменный опрос проводит педагог, ведущий данную группу. Перед началом экзамена он представляет комиссии подготовленный им музыкальный материал для пения с листа, диктанты и т.д.
Итоговая оценка выставляется комиссией и складывается из оценок по каждому пункту. Спорная оценка выставляется исходя из интересов учащегося.
Требования на выпускных экзаменах по сольфеджио
Письменный экзамен
Диктант
Записать одноголосный отрывок из музыкального произведения. Текст – средней трудности. Объем – 8-10 тактов. Размер – 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, 3/8. Тональности до 4-х знаков в ключе (натуральный мажор, 3 вида минора). Возможны несложные виды хроматизмов, отклонений, модуляция а параллельную тональность или в тональность доминанты. Скачки на 6, 7. В ритме – пунктир, ритмические группы с шестнадцатыми, триоль, внутритактовая синкопа. Исполняется 8 -10 раз.
В отдельных случаях, исходя из возможностей учащегося, диктант может быть заменен письменной работой по репродуцированию ранее выученной мелодии.
Теоретические знания
В рамках учебного материала в курсе сольфеджио учащийся выполняет работу в одной из перечисленных форм:
- теоретический или практический тест из 10-20 вопросов;
- ответ по билетам, включающий разделы: пение ладов, интервалов, аккордов, гармонических последовательностей в ладу и от звука;
- блиц – опрос из 4-8 лаконичных вопросов;
- кроссворд с фрагментами (15-20 вопросов);
- транспонирование несложного произведения или его отрывка.
Устный экзамен
Сольфеджирование
Пение наизусть с дирижированием или тактированием одной из выученных в году мелодий. Пение с листа мелодии с дирижированием или тактированием в объеме 8-10 тактов в тональностях до 4-х знаков в ключе.