Универсальные учебные действия
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
- рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
- адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
Учащиеся получат возможность:
- научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;
- удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;
- мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
- действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
- использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);
- опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета.
2. Наличие репетициального зала.
3. Музыкальный центр, компьютер.
4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
5. Электроаппаратура.
6. Зеркало.
7. Шумовые инструменты.
8. Нотный материал, подборка репертуара.
9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Наличие контингента обучающихся.
Формы аттестации
Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и внутренней деятельности коллектива.
Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и развития личности ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. можно отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный критерий оценки их деятельности.
Все дети принимают участие в концертной деятельности, но на разных уровнях, поэтому каждый найдет возможность проявить себя.
Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого учащегося.
Разработка критериев оценки образовательной деятельности учащихся проводится с учетом цели программы - создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала.
Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно используется мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития.
Для подведения итогов реализации образовательной программы по первому блоку обучения, а также в конце каждого блока обучения используется диагностика музыкальных способностей детей, адаптированная к условиям дополнительного образования.
Контрольно-оценочные материалы
Первый блок обучения
Тема 1. Организационное занятие.
Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии и текста распевок, попевок и дыхательных упражнений.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение исполнить распевку в быстром темпе.
Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить качество пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.
Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок, попевок. Поёт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по партитуре. Правильно выполняет дыхательные упражнения.
Тема 2. Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.
Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.
Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно с другим певцом (хористом).
Тема 3. Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в хоре.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.
Низкий уровень: Чистое интонирование только с помощью учителя. Отсутствие унисона.
Тема 4. Основные правила звуковедения. Виды штрихов и дирижёрские жесты.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному, обращая внимание на качество интонирования, использования обучающимся штрихов и понимания певцом дирижёрских жестов.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Понимание обучающимся дирижёрских жестов, исполнение мелодии любым предложенным штрихом.
Средний уровень: Обучающийся понимает дирижёрский жест, но допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии.
Низкий уровень: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по словесному объяснению и демонстрационного показа учителем. Дирижёрский жест не понимает.
Тема 5. Правильная дикция и артикуляция.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.
Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения, но иногда допускает ошибки. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.
Низкий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.
Тема 6. Формирование исполнения.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования соблюдение ансамбля в хоре.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.
Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.
Низкий уровень: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не соблюдают основы цепного дыхания.
Тема 7. Формирование сценической культуры. Работа над образом.
Задание: Исполнение (пение) песни русского композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования, умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций учителя. В завершении песни-поклон.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после напоминания учителем.
Низкий уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения. В конце пения не кланяется, а поспешно уходит со сцены.
Второй блок обучения
Тема 1. Организационное занятие.
Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии и текста распевок, попевок и дыхательных упражнений.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение исполнить распевку в быстром темпе.
Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить качество пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.
Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок, попевок. Поёт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по партитуре. Правильно выполняет дыхательные упражнения.
Тема 2. Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни зарубежного и русского композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.
Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.
Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно с другим певцом (хористом).
Тема 3. Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни зарубежного композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в хоре.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.
Низкий уровень: Чистое интонирование только с помощью учителя. Отсутствие унисона.
Тема 4. Основные правила звуковедения. Виды штрихов и дирижёрские жесты.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора духовной тематики по одному, обращая внимание на качество интонирования, использования обучающимся штрихов и понимания певцом дирижёрских жестов.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Понимание обучающимся дирижёрских жестов, исполнение мелодии любым предложенным штрихом.
Средний уровень: Обучающийся понимает дирижёрский жест, но допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии.
Низкий уровень: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по словесному объяснению и демонстрационного показа учителем. Дирижёрский жест не понимает.
Тема 5. Правильная дикция и артикуляция в детском хоре.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора духовной тематики по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.
Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения, но иногда допускает ошибки. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.
Низкий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.
Тема 6. Формирование чувства ансамбля.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского и зарубежного композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования соблюдение ансамбля в хоре.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.
Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.
Низкий уровень: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не соблюдают основы цепного дыхания.
Тема 7. Формирование сценической культуры. Работа над образом.
Задание: Исполнение (пение) песни русского и зарубежного композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования, умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций учителя. В завершении песни-поклон.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после напоминания учителем.
Низкий уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения. В конце пения не кланяется, а поспешно уходит со сцены.
Структура занятия
- Распевание (вводная часть) Работая над вокально-хоровыми навыками детей, необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 5 мин. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
- Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
- Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
- Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы
- Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения) работа над вокальными и хоровыми навыками; проверка знаний у детей усвоения песни.
- Приемы, касающиеся только одного произведения: споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «бом» и др.);
- хорошо выговаривать согласные в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- использовать элементы дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
- Приемы звуковедения: выразительный показ (рекомендуется акапельно);
- образные упражнения;
- вопросы;
- оценка качества исполнение песни.
Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными.